ПРИВЕТ !!!
Заглянув сюда вы найдете информацию
об авторе данного сайта.
www.xx-nation.narod.ru
заглянуть
Designers:
Black Angel
© 2006 by Black Angel |
PEACE !!!
Надеюсь, вы по достоинству оцените плод
моей работы над этим сайтом. Предложения и критику присылать мне на ящик.
Angel-rap@list.ru
Designers:
Black Angel
© 2006 by Black Angel |
| |
|
|
|
История Хип-Хопа
Однако, мрачный пафос борьбы с
угнетателями - слишком красивое чувство, чтобы без него обойтись. В 1982 году
"Яростная Пятерка" выпускает пластинку "The Message" на слова поэмы Эда Флетчера
о хуевой жизни в черном гетто - и тем закрепляет за рэпом статус политической
музыки. А пять лет спустя "Public Enemy" и "KRS-One" делают анархическую
пропаганду единственным его содержанием. Песни все больше напоминают листовки, в
моду входит военная форма. Бритые рэперы в милитарных куртках, заломленных
бейсболках и своих вечных белых кроссовищах становятся похожи на армию городских
партизан. Над хип-хопом встает призрак "Черных Пантер". Те, кто вдумчиво
смотрели лубочный фильм "Форест Гамп", помнят эпизод, где на хипповской
демонстрации появляются загадочный черные парни с винтовками. Именно такими
запомнились Америке боевики "партии самообороны Черная Пантера" - самой
страшной, безбашенной и романтичной организации за всю историю черного
экстремизма - кожанки, береты, высокие ботинки, свирепо-обреченный взгляд и
винтовка на плече... Появились эти херувимы террора в 1966 году, когда
студент-юрист Хью Ньютон с двумя друзьями, никого не спросясь, взяли ружья и
вышли на патрулирование родного гетто - с целью покончить с самоуправством
"оккупантов" - иначе говоря, белой полиции. В тот день перед притормозившей
полицейской машиной эффектно вырос красавец Хью и произнес: "У тебя есть оружие,
но и у меня тоже. И если ты, свинья, будешь здесь стрелять, я сумею себя
защитить!" Копы офонарели: никто никогда с ними так не разговаривал. Из домов
повысыпали жители, машину окружила толпа, гетто было потрясено. Хью Ньютон в
один день стал национальным героем. (При этом все было по закону: в штате
Калифорния, где происходило дело, человек имеет право носить оружие, если он его
не прячет. Но под человеком имелся в виду пузатый ковбой с декоративным кольтом.
Настоящие же уголовники засовывали свои пушки поглубже в штаны. А тут стоит негр
с винтовкой и никого не боится...) На несколько лет черные сорвиголовы стали
страшным сном американской полиции. Отделения партии появились в каждом крупном
городе, вскоре она насчитывала несколько тысяч боевиков. Стоило копам появиться
в гетто - из-за угла выруливала машина с "пантерами" и висела на хвосте, пока те
не уезжали. Работать стало невозможно (ну представте группу вооруженных
азербайджанцев, стоящую над душой у милицейского патруля и не дающую ментам
брать взятки, - да те бы в раз свихнулись). Вскоре начались перестрелки - а за
ними и настоящая война. Полиция и ФБР брали штурмом одно за другим отделения
"пантер", десятки человек были убиты, сотни арестованы. Фотография Хью Ньютона
не сходила с газетных передовиц. Параллельно черные партизаны предприняли
безнадежную попытку вытравить из гетто торговцев кокаином - что втянуло их в
жуткую цепь мафиозных разборок. К началу 70-х, когда на улицы вышло поколение
хип-хопа, "партия самообороны" была уже полностью обескровлена, боевики стали
убивать друг в друга и промышлять рэкетом в тех же гетто, которые собирались
защищать. Но легенда осталась. "Пантеры" подарили рэпу ключевые слова
политической риторики: они взяли из растафари понятие "Babylon", обозвав им
гнилой мир белого истеблишмента, они же ввели в моду ругательство
"motherfucker". То есть, разумеется, выдумали его не "пантеры" - но именно они
сделали это слово культовым, смачно матеря им белых политиков в каждом интервью.
С другой стороны, в тех же интервью боевики награждали этим эпитетом самих себя
- в самом восторженном смысле. Один из них говорил о Хью Ньютоне: "He's the
worst motherfucker that has ever come to this world!" - и это было данью
глубочайшего уважения. Второй человек в партии Элдридж Кливер как-то искренне
восхищался: "Это очень нужное и богатое смыслом слово. Я слыхал, как братья в
одном предложении употребляли его 4-5 раз - и всегда оно имело иное значение..."
Другой идеолог боевиков, Рэп Браун, вообще напрямую контачил с матерной поэзией
улиц - он, как видно из прозвища, был признанным мастером dozens. В начале 1970
года, в самый разгар войны с "пантерами", шеф ЦРУ заявил, что Ньютон и компания
- самые опасные враги американского общества. Молодежные кумиры часто добиваются
этого звания. Семнадцать лет спустя, юный рэпер Чак Ди не стал ждать чужой
похвалы и сам назвал свою группу "Public Enemy". Ее стиль был страстным
подражанием эстетике "Black Panthers", а один из первых синглов "Rebel Without a
Pause" прямо им посвящался. Тексты были исполнены антикапиталистического пафоса
("Черные Пантеры" были ко всему прочему марксистами), что в условиях Нью-Йорка
плавно вело к антисемитизму. У власти в этот момент находился консервативный
старикашка Рейган, урезавший социальные пособия, - поэтому левизна сама носилась
в воздухе. "Public Enemy" стали бешено популярны. В набитых кинотеатрах шли
скандальные фильмы их дружка Спайка Ли. Майк Тайсон сделал на плече наколку с
портретом Мао. Знаменитая фраза пантер "the sky is the limit" (имелась в виду
безпредельная месть за погибших товарищей) превратилась в канонический этюд
граффитистов. Рэперские морды на обложках альбомов стали выражать ту же мрачную
решимость, что и фотографии Хью. Но на что, собственно, они решились, было
непонятно - негр к тому времени уже превратился в священную корову
политкорректности. Конечно, главной причиной политизации был не дедушка Рэйган,
переставший задавать неграм законного корма. Левизна была реакцией на
неожиданную и бурную комерциализацию самого хип-хопа. События развивались так. В
1979 году песня The Sugar Hill Gang "Rapper's Delight" стала первым коммерческим
рэп-хитом попавшим в Топ-40. Год спустя газета "New York Post" впервые
опубликовала фоторграфию танцующих би-боев. На радио стали появляться хип-хоп
передачи, еще через год брейкеров показали по телику. В 1981 короли панка "The
Clash" наняли би-бойскую бригаду "Futura 2000" с тем, чтобы те на каждом
концерте графитили им задник, и отправилась в европейский тур - писез стали
известны за океаном. Майкл Джексон исполнил на сцене знаменитую "Лунную Дорожку"
- брейкерское коленце, известное как "glide". Но настоящий прорыв случился в
1983-м. На экраны один за другим вышли четыре хитовых фильма о би-боях: "Wild
Style", "Style Wars", "Beatstreet" и "Graffiti Rock". Во всех них с нескрываемым
удовольствием играли, крутили брейк, рисовали и пели наши старые знакомые -
"Rock Steady Crew", "Furious Five", Африка Бамбаатаа и множество другого
веселого, дурашливого народу. Малькольм Макларен занялся раскруткой брейкерских
бригад и выпустил первый хип-хоп клип "Buffalo Gals" - с теми же "Rock Steady
Crew" в главных ролях. Затем он снял три документальных видеофильма с основными
брейкерскими па и пустил в продажу. Пару лет спустя кто-то привез их в Совок - и
началось... В 1984 году балетный театр Сан-Франциско открывает сезон
гала-концертом сорока шести брейкеров, сотня би-боев выступает на закрытии
лос-анжелесской олимпиады. По стране катит первый коммерческий хип-хоп тур. В
Лос-Анжелесе открывается легендарное радио KDAY, вещающее чистый хип-хоп. "Rock
Steady Crew" организуют театральную компанию "Ghettoriginal", организующую
брейк-гастроли по всему миру. В 1986 году "Run DMC" делают свою версию
аэросмитовской песни "Walk This Way" и выносят хип-хоп на вершину чартов. Альбом
"Raising Hell" продается миллионами копий, журнал "Rolling Stone" помещает рожи
"Run DMC" на обложку. Короче, слава. Вскоре на стадионе в Филадельфии перед 20
тысячами восторженных негров "Run DMC" исполняют хит "My Adidas", скидывают свои
кроссовки и швыряют в толпу. Процесс снимается телевидением. Ушлые рэперы
переписывают кассетку и посылают в Германию - чтобы фирмачи порадовались.
"Adidas", конечно, выпускает по этому поводу три новых модели. Миллионы
родителей по всему миру (в том числе и мои) мучаются от детских истерик и
пытаются понять, чем же эти кроссовки лучше остальных. "KRS One" делают
рекламные джинглы для "Nike" и "Sprite". Хип-хоп стремительно превращается в
коммерческую игру... Но главное не это. Чем лучше шли рэперские дела в
шоубизнесе, чем прочнее становилось положение во всемирной массовой культуре,
тем хуже все обстояло в родном гетто. Культурная общность разваливалась,
молодежь наизусть знала тексты кумиров, но собственные dozens читать перестала.
Брейкерские бригады если за что и конкурировали - так только за благосклонность
клипмейкеров. Даже старые MC все реже устраивали привычные их сердцу "battles".
В 1987 Mele Mel и "KRS One" по старой памяти устроили уличную "битву" на
задворках Латинского Квартала (нью-йоркского, естественно); на кону было сто
баксов. Кто победил, неизвестно, но событие уже воспринималось как что-то
диковинное. К началу 90-х "battles" прекратились вовсе. Невидимая общинная
паутина отмирала, заменяясь на вертикальные ниточки эм-ти-вишных кукловодов.
Гневная риторика "Public Enemy" была тут бессильна - клеймя белый капитализм,
они уже сами стали рядовым поп-феноменом... Будущее, как всегда, явилось с самой
неожиданной помойки. В 1988 году молодая группа "N.W.A" из лос-анжелесского
гетто Комптон выпустила свой первый релиз "Straight outta Compton", продала его
за "золото" - и без разговоров решила вопрос о судьбе хип-хопа. Началась история
гангста-рэпа. " N.W.A. " расшифровывалось как "Niggas Wit' Attitude" - что-то
типа "Нигеры Без Позы". Выглядели парни стремно и рэперов не напоминали -
никакого "адидаса", африканских висюлек и партизанского шика - ничего, что
указывало бы на принадлежность к уважаемой касте хип-хоп артистов. "Нигеры" были
одеты, как самая галимая провинциальная урла - мешковатые штаны, толстовки,
серебристо-черные цвета местных футбольных фанатов "L.A.Raiders" и немодными
завитушками на головах (злые журналюги даже прозвали группу "Niggers With
Activator" - "нигеры с химией"). В общем, малиновый пиджак, пыжиковая шапка и
спартаковский шарф вокруг шеи... Имидж полностью соответствовал названию,
которое, кстати, и само било наповал: до тех пор нигерами себя никто не называл
(представим себе группу "Вонючие Хачи" или "Пархатые Жиды"). Белого бы за такое
слово на месте прибили. Единственными, кто его в рамках самоиронии употреблял,
были черные бандиты. К блатному дискурсу "N.W.A." и апеллировали. Тексты
крутились вокруг девок, кокаина и "drive-by shooting" (любимого приема заказных
убийц, при котором машина киллера останавливается на светофоре рядом с машиной
жертвы). В общем - стопроцентный блатняк. Только, в отличие от нашего, - без
сентиментальных соплей, с максимумом натурализма, матерщины и высоким
художественным уровнем. (Кое где в России еще встречается такой уголовный
фольклор без эвфемизмов - очень брутальный и трудновыносимый.) Звездам старого
хип-хопа все это было очень поперек. Их раздражал примитивный стиль начитки,
однообразие тем, попсоватая мелодичность. Тут не было флигранной культуры
signifying, а было что-то чуждое и непонятное. На невиданный успех западных
братьев они глядели с завистью и презрением. Но главное там было, конечно, не в
прикидах и не в начитке. Гангста подрывала систему фундаментальных условностей,
на которых зиждилась "old school". До сих пор все так или иначе исповедовали
позитивистскую идеологию Бамбааты: мол, мы за добро, любовь и справедливость,
культивируем подлинно гуманные черные ценности, лучше танец, чем драка, и т.д.
Даже если "Public Enemy" призывали к бунту, - так опять же за правое дело... А
"Нигерам" на все это было накласть, они демострировали фирменный бандитский
имморализм. Правда, отчасти жестокие картины гетто в песнях "N.W.A." напоминали
социальную лирику "Furious Five" или "Public Enemy". Но сходство было
поверхностным: "гангстеры" всем видом показывали, что они - настоящие, без
кавычек. Лидер "Нигеров" Eazy-E (впоследствии умерший от СПИДа), Тупак Шакур и
прочие молодые звезды спокойно признавались, что прирабатывают драг-дилерством
(ровно в год рождения гангсты лос-анжелесские гетто наводнились прекрасным
убийственным крэком). Африка Бамбаатаа тоже мог бы порассказать про разбойное
прошлое, но он говорил бы как раскаявшийся грешник. А новое поколение
констатировало свою причастность к той или иной банде как нечто само собой
разумеющееся. Оно пело про кокаин и насилие, но вовсе не собиралось их осуждать
и пафосно изрекать "доколе?!". Их лирика подкупала не изяществом, не экстазом, а
экзистенциальной подлинностью. У олд-скулеров этой настоящести не было - они
жили и пленяли мир мечтой, которая к тому времени уже выдохлась. Брейк и dozens
были метафорической имитацией "разборки" и теперь, когда эта метафора уже ничего
не выражала, гарлемские звезды стали казаться пустыми фиглярами. (Нечто похожее,
кстати, проиходило в тот момент и у нас: сибирский панк в лице Летова, Неумоева
и Янки с их безыскусными мелодиями и обнаженной тюменской экзистенцией внезапно
превратил замысловатых столичных рокеров в дутых пижонов. В Америке о Летове
знают мало, поэтому обычно сравнивают конфликт между олд-скулом и гангстой с
противостоянием "прохладного" нью-йоркского кул-джаза и "горячего"
калифорнийского хард-бопа, имевшим место в 50-е годы. Но на самом деле эти
истории не очень похожи.) При всем том, несмотря на блатную тематику,
гангста-рэп оказался в высшей степени политичным. "Гангстеры" не стилизовались
под "Черных Пантер" и не сэмплировали речи Малькольма Икс, но всем сразу стало
понятно, что если кто имеет отношение к этим самым "пантерам" - так это они.
"Public Enemy" изо всех сил изображали революционеров, но таковыми не являлись.
А комптонские братки были их прямыми наследниками (причем, многие, в том числе
Тупак Шакур, - и просто физическими детьми). С "пантерами" их объединял
обреченно-оторванный стиль жизни людей, на что-то решившихся. И там, и там было
прямое действие, беспредел ("the sky is the limit"), движение навстречу жизни и
смерти вразрез с трусливыми белыми законами. И те, и другие не прятали оружия.
Разница была только в словах, но как тут и стало ясно, слова были лишь
приправой. " Меня обязательно убьют," - спокойно говорил Хью Ньютон (и, кстати,
ошибался). Двадцать лет спустя ту же фразу произнес в интервью Снуп Догги Догг -
тоже, конечно, рисовался, но стилизацией это не было: никакое другое музыкальное
течение на свете не могло похвастаться таким количеством грабежей,
изнасилований, убийств и арестов, какое выпало на долю гангста-рэпа. После
гибели Тупака Шакура критика назвала его Малькольмом Икс наоборот: Малькольм
начинал как бандит, а умер революционером; Тупак вырос в семье "пантер" - а убит
был в мафиозной разборке. Мораль: гангста - это сегодняшняя революция... В 1990
году "N.W.A." не поделили каких-то бабок и развалились, выпустив на волю трех
гангста-звезд - Eazy-E, Dr.Dre и Ice Cube (Продюсером группы был DJ Yella). Пару
лет спустя Доктор Дри вместе с отпетым бандитом Мэйрионом "Suge" Найтом
организуют главный гангста-лэйбл "Death Row Records", который станет взлетной
полосой для Снупа и Шакура. В первый же год существования "Death Row" заработал
60 миллионов долларов, дальше - больше. В 1996-ом статистики подсчитали, что
индустрия гангста-рэпа имеет уже миллиардный (!) годичный оборот. Для белой
Америки все это было таким же подарочком, как и для гарлемских плясунов.
Невозможно себе представить большую пощечину системе политкорректности, чем
лирика гангсты, - открытый расизм, антисемитизм, сексизм (подход типа "женщина -
сука"), классовая ненависть да еще и нелюбовь к пидорам - и все это в самых
сильных выражениях. И как на зло все это негры поют. Белого-то бы давно
засудили, а черную обезъяну за "talking shits" не посадишь - расизм получится.
Единственный случай, когда рэпер Лютер Кэмпбел ("2 Live Crew") был арестован за
тексты, кончился жутким скандалом. А при первых же попытках консервативных
конгрессменов и техасской ковбойщины заставить музыкальных воротил отказаться от
контрактов с "Death Row Records" вся белая журналистика обвинила их в расистской
цензуре. На журналистов-то, может быть, и наплевали бы, но после страшного
черного мятежа 1992 года (вызванного оправданием белых полицейских, избивших
негра Родней Кинга), когда в Лос-Анжеллесе было убито 58 человек и городу был
нанесен миллиардный ущерб, власти связываться с черными боялись. Они бы и вовсе
сделали вид, что не замечают этих ублюдков, бормочущих что-то на своем
непонятном английском, если бы все не знали той парадоксальной правды, что
гангста - это музыка для белых. 70 процентов ее слушателей - белые подростки, а
если брать не только Америку - так и вовсе подавляющее большинство. Олд-скул
слушали в основном жители гетто - во всяком случае, в его золотые времена.
Старый рэп был внутренней функциональной музыкой черной общины - и оторвавшись
от этой почвы, он тут же растерял всю энергию. Веселый парень в трениках - это
был не тот образ Себя, который негр хотел показать Другому. Гангста родилась как
имидж. Это не было показухой - во всяком случае, не большей показухой, чем любое
искусство. В сущности, это был тот же самый ритуал - священная игра, участники
которой понимают всю ее условность, но играют всерьез, живут и умирают
по-настоящему - чувствуя, что Господь тоже играет в эту игру и именно в ней
высшая реальность и адекватность. В общем-то антиполиткорректный дискурс гангсты
был такой же ритуальным кощунством, как и dozens, только собеседником была белая
Америка. Ее надо было задеть за живое. Собственно, потому гарлемские ветераны и
не поняли комптонских новобранцев - те обращались не к ним. "Черных Пантер"
называли порождением масс-медиа. Ведь, не напиши газеты о дерзкой выходке Хью, -
кто бы о нем узнал? Гангста-рэп тоже был таким детищем - вернее, белая пресса,
мусолящая подробности скандалов, была тем самым сакральным партнером. (Для
популярности старого хип-хопа никаких медиа не требовалось - до 80-х годов радио
и TV глухо о нем молчали.) Основным потребителем гангсты была не просто белая
молодежь, а белая молодежь из пригородов - коренной WASP, никогда не бывавший в
гетто, завороженно слушал о "drive-bys" - так же, как смотрят подпольное видео,
показывающее реальные убийства. Не то чтобы черные музыканты демонстративно
умирали и насиловали перед телекамерами, но такой их стиль жизни имел смысл
только в контексте жизненного стиля всей остальной Америки. Предсмертный альбом
Тупака Шакура, проданный в трех миллионах копий, назывался "All Eyez on Me" -
"Все Взоры на Меня". И это было не бахвальством, а ритуальным нагнетанием ритма.
Тем временем неприязнь между Восточным и Западным Берегом и правда нарастала,
пока не вылилась в скандальную войну субкультурных группировок - "East
Coast/West Coast war" - чреду взаимных опусканий в песнях и интервью, достигшую
кульминации в 1996 году после альбома Айс Кьюба "Bow Down". За два года до того
Тупак Шакур был тяжело ранен пятью выстрелами нью-йоркских бандитов,
позарившихся на его тяжелые голды. Тупак обвинил в нападении местную рэп-звезду
Бигги Смола (Notorious B.I.G.) - и затем основательно проехался по нему не в
одной песне, например в 2 of Amerikaz most wanted, Hit 'em up, и т.д. (Выяснять
отношения в жанре "battle" уже никому не приходило в голову - читать dozens
большинство рэп-звезд давно разучилось.) 7 сентября 1996 года в Лас-Вегасе Тупак
вместе с Мэйрионом Найтом возвращались с боксерского матча (смотрели на своего
кореша Майка Тайсона); даже в этот последний день, прямо на пороге зала Тупак
успел подраться с двумя какими-то нигерами; потом они с Найтом сели в машину и
поехали в клуб 662, где у них было запланированно выступление; на светофоре к
ним подкатил белый кадиллак, опустил стекла и расстрелял из автоматов. Через
неделю Тупак скончался. Спустя полгода после убийства Шакура точно такой же
смертью погиб Бигги Смол... Жертва была принесена, обряд завершался. Война
Запада и Востока потухла. Белые подростки, нутром понимающие смысл этого
ритуала, стали нарасхват покупать посмертные записи ("The 7 day theory" Шакура и
"Live after Death" Ноториуса) - со своей строны жертвуя папиным долларом. Это
сильно напоминало африканскую традицию давать усопшим деньги на дорогу. "Have a
party at my funeral!" - "Попляшите у меня на похоронах!" - пел Тупак. Пляски,
разумеется, устроили, но костер гангста-рэпа уже догорал. (Стиль-то, конечно,
останется и наверняка нас всех переживет. Клешированная тематика гангсты очень
быстро породила умельцев вроде Паффа Дэдди, впаривающих белой молодежи вкусную
мелодийную котлету с той же тематикой и пафосом, но без крови и мяса.)
Естественно, серьезная Америка таких ритуалов не понимала, боялась и вела себя
суетливо. Джордж Буш обвинял гангста-рэперов в подстрекании беспорядков, Боб
Доул тоже что-то мычал про опасные тенденции. В принципе, все вашингтонские
бонзы что-нибудь такое сказали бы, если б политкорректность позволяла, - но
белым приходилось помалкивать. Поэтому главными врагами гангста-рэпа стали
престарелые черные политканы из "Black Nation Leadership" и "National Political
Congress of Black Women" - организаций, возникших еще в 60-х годах в рамках
Движения за гражданские права. Особенно свирепствовала важная старуха др.
Делорес Такер - главная баба яга хип-хопа, бывшая в 60-х соратницей Мартина
Лютера Кинга. Всем журналистам она показывала старое фото над столом, где они с
Кингом, молодые, ведут по улицам мирную черную демонстрацию. "Мартин бы меня
обязательно поддержал!" - говорила старуха репортерам. А доктор Кинг глядел
куда-то сквозь них и рассеяно улыбался.
<<< Назад
В начало
|
|
ВНИМАНИЕ !!!
Копирование информации с сайта, без указания
ссылки на источник, запрещено. В данном случае источником является
сайт
  www.xx-nation.narod.ru
Designers:
Black Angel
© 2006 by Black Angel |
RESPECT !!!
Данный сайт содержит информацию о королеве любого города - Хип-Хоп
культуре, и крутых МС всего мира.
Мир всей Хип-Хоп Нации.
Designers:
Black Angel
© 2006 by Black Angel |
| | |